Рецензии НОВЕЛЛА.

 

1 Борис Алексеев КАРТИНА. В рассказе смыкаются темы сверхъестественного и метафизики; элементы мистики здесь не выглядят чем-то необычным, наоборот - очень органично вплетаются в реалистичное отражение жизни. Читается «на одном дыхании». Хорошо организовано повествование, достойная работа со словом, есть интересные находки. Мне не хватило загадки в этом рассказе, может быть какого-то хитросплетения в сюжете. В целом – хороший, интересный рассказ.

 

2 Иванов. Узник Пазевалька. Рассказ раскрывает тему вариативности альтернативной истории – прошлое в разрезе «что было бы, если бы». Несмотря на то, что история основных героев давно известна, рассказ не заставит скучать благодаря динамичному сюжету.

 

3 Ракитина. Перстень для Гелены. Тема оборотня пускай и не новая, но здесь удачно вписывается в исторический антураж. «Вкусный» язык, читается легко, отлично переданы эмоции – от сытого умиротворения пана Гуся после трапезы до судорожного ужаса во время нападения оборотня. Достойный рассказ.

 

4 Просвирнов. Остров русского Мидаса. Интересное (и практически беспроигрышное) сочетание жанров – приключенческая драма с элементами фантастики. Трагедия простых человеческих отношений разворачивается на фоне давнего, казалось бы, сюжета о философском камне. Правда, вместо камня – хитрые бактерии, вместо старого волшебника – рыжеволосый молодой гений и его несчастливый помощник (рассказчик). Злая ирония – каждый нашел в итоге свое золото и оба потеряли при этом свою любовь.

 

6 Гораль. ОБЕРЕГ ЛЮДВИГА. Я бы назвала это притчей о силе ненависти. Рассказ достаточно эмоциональный. Интересная конструкция «сюжет в сюжете»: в первой части рассказчик встречает главного героя, от лица которого уже во второй части ведется повествование . И до конца не ясно – насколько правдивую историю рассказал старый немец, что усиливает интригу и без того удивительного рассказа. Хорошо продуманный рассказ, мне очень понравился.

 

9 Ковалевская. ЗВЕЗДОВОЗ. Первое впечатление – легкий смешной рассказ без претензий. Но если приглядеться к нему повнимательнее: Искусственный интеллект, имеющий собственное мнение, в итоге оказывается в чем-то «человечнее» людей.

Собственно, наш социум уже вплотную подошел к тому, что Герои не нужны, а от человека требуется узкая специализация, набор  определенных функций.  Звездовоз – именно такой узкопрофильный «рабочий муравей». От него только и требуется – перевезти таких же «муравьев-людей» в заданную точку. Не имея возможности поменять свою основную функцию, ИИ находит возможность расшевелить погрязших в рутине пассажиров. Выходит, что ИИ даже больше интересуется жизнью и всеми ее проявлениями, чем сами люди. Пусть и не напрямую, но именно от ИИ звучит мысль «Друзья, оглянитесь - жизнь прекрасна!». Финал рассказа оптимистичный – без сомнения, пассажиры после рейса стали добрее, общительнее, внимательнее к себе и к окружающему миру. Мое заключение: идея рассказа глубже, чем кажется на первый взгляд.

 

11 Бычкова. Сотня. Начало хорошее, интригующее. Но сюжет не зацепил. Действие постоянно крутится вокруг сотни, но связь установить между ней, загадочным домом и главным героем мне не удалось. Логически просится, чтобы Дом был, если не главным, то одним из действующих лиц. Но он, к сожалению, выступает только как весьма заурядное  место действия. Мне не хватило ощущения мистики – после интригующей завязки, намекающей на какую-то таинственность, автор как будто отобрал конфетку…

 

 

12. Джон Маверик. Кошачий рай. Рассказ наполнен интересными рассуждениями на философские, в общем-то, темы: тут тебе и персональный ад, и цена самопожертвования, и значение времени в человеческой жизни. Особенно понравились некоторые "технические" моменты, например: интересный переход со сменой времени и места действия,  или прелестная концовка с кошачьим ангелом.

Несмотря на трагические события, рассказ пронизан идеями гуманизма, человеколюбия, доброты; оставляет необыкновенное ощущение душевного тепла. Автору моя благодарность: читать подобные произведения – истинное наслаждение.

 

 

14. Владимир ГоральКуэнтиста.  

Несмотря на то, что действие происходит в далекой «карибской глуши», возникло полное ощущение моего живого присутствия рядом с главным героем. Рассказ принадлежит к мистическому жанру. Не могу сказать, что «прямо жуткая жуть», но очень близко. Понравился выбранный сюжет с использованием религии Вуду.  Видно, что автор не просто использовал атрибуты древнейшего магического учения ради живописного антуража – здесь видна добросовестная работа с элементами этого вероучения, изучение, пусть только в начальной форме, обрядов, жрецов и других особенностей церемоний Вуду. Совершенно естественно для такого сюжета, что действительность и выдумка так плотно переплетаются, что уже невозможно разобрать, где происходят реальные события, а где начинается горячечный бред героя. В финале автору удалось усилить интригу и окончательно «запутать следы» в вариантах реальности. Захватывающий атмосферный рассказ с интересными визуальными эффектами, без сомнения достоин высокой оценки.

 

 

 

17. Александр Либих. Ночью в городе. Необычный, скорее, мистический сюжет: человек в безвыходной ситуации ищет хотя бы временный «очаг безопасности» и волшебным образом находит его в совершенно неожиданном месте. Главное достоинство рассказа, на мой взгляд – атмосферность в стиле «нуар». Создано единое пространство, в котором город, герои, и даже обстоятельства находятся в едином эмоциональном настроении. Для создания такого настроения в ход пошли яркие зрительные образы, звуки и даже вкусы. Всё сплетается в мрачную (на первый взгляд) картину безысходности: здесь и зимний ночной город, и лай собак на мрачной пустынной улице, и внезапно яркий трамвай, и «гнусный вокзальный запах». Отрадно, конечно, что отчаявшемуся герою, которому уже нечего было терять, дали шанс вернуть былое благополучие и душевное равновесие. Но история оставляет много вопросов и допущений. Мне показалось, что читателю здесь предлагается самостоятельно определить «степень вины подозреваемых» и их дальнейшую судьбу. Возможно, здесь действительно, «не нужны никакие объяснения», как рассуждает главный герой – достаточно одного наблюдения.

Все же в итоге, несмотря на оставшиеся вопросы, получилась интересная живописная история, которую хочется перечитывать.

 

 

19. Ирина Домнина. Добрый квасок. Получилась добротная смесь мистики и остросюжетной литературы. Начало истории как будто намекает, что перед нами – самая настоящая быль.  Как ни странно, но впоследствии это усилило эффект от загадочных событий и одновременно добавило рассказу достоверности. От стремительно меняющихся  событий захватывает дух - темп рассказа очень высокий, а напряжение сюжета не спадает практически до самого финала.  Развязку уже ждешь, как облегчения. Но в финале все же появляется легкое ощущение недосказанности: у меня возникло сомнение, что главный герой наконец-то  попал в «правильную» реальность.

История стремительно «скачет» во времени и пространстве, но раздражения это не вызывает – описания местности и действующих лиц созданы в той же динамичной манере, что и весь рассказ, а мистическая составляющая описанного приключения как будто прорастает сквозь реальность.

«Ведьмина тема» не такая уж редкая в жанре современной мистики и фэнтези. Но здесь автор нашел оригинальный подход к теме с интересным последующим воплощением.   

 

20. Мария Шурухина. Человек со шрамом. Меня сразу привлекло интересное начало рассказа. Первая сцена посвящена неприятному происшествию и тут же, одновременно, не отвлекаясь на другую временную линию, автору удается познакомить читателей с предысторией героев – интересный прием. Мне кажется, такая конструкция помогла в итоге полнее раскрыть идею рассказа. Автор с первых страниц приглашает взглянуть на жизнь действующих лиц как можно ближе - герои сразу становятся «домашними» и понятными, как старые друзья. Интрига рассказа связана с мистическим портретом, в который волшебным образом переселяется один из героев - Филипп Дюбуа. В связи с этим возникают некоторые вопросы по ходу сюжета, например: что послужило возможной причиной превращения Дюбуа в портрет и обратно в человека? Однако мне кажется основная тема рассказа не мистика и эзотерика, а человеческие отношения. На фоне каких-то фантастических, совершенно нереальных событий разворачивается картина отношений близких людей с их обидами, сложностями, несправедливостью, но, в то же время – пониманием и всепрощением. Хочется верить, что картина в итоге послужила ниточкой, благодаря которой осуществилось возвращение (во всех смыслах) главного героя в жизнь.  

24. Татьяна Годарева-Миняйло. Сон накануне Рождества.  Рассказ с полным правом можно отнести к редкому жанру антиутопии. В сюжете отображены, если не все, то основные признаки этого жанра: тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни при полном отсутствии личной свободы, рациональность социальной системы доведена до абсурда. Тоталитарному устройству пытается противостоять главный герой, и, согласно законам подобного жанра, терпит поражение. Как и положено приличной антиутопии, будущее изображено мрачным и безрадостным, даже безнадежным. Развитие человеческих идеалов сведено к нулю, а роль «идола» с успехом присвоило себе государство. Возможно, единственным отступлением от жанра является легкий намек на стремление героя к личной свободе и осознание отсутствия свободы общественной. В целом читается с интересом, но мне не хватило интриги; исходя из нарастающего сюжетного напряжения, хотелось какого-то более острого финала. Тем не менее, считаю рассказ удачным: получилась настоящая социальная антиутопия. Максимально беспощадный придуманный мир, описанный в рассказе, заставляет задуматься над днем сегодняшним.  

26. Юлия Цыбульская. Сто процентов счастья. Необычная новелла с красивыми образными находками на тему «Счастье для всех даром». Поначалу показалось, что это вариант «Цветов для Алджернона». Однако в процессе чтения ассоциативные связи переместились в сторону «Пикника на обочине»: как сталкеры известной повести плохо понимали назначение найденных артефактов (несмотря на их некоторый положительный эффект), главный герой доктор Гильдебрандт, также плохо представлял себе результаты использования изобретенного им устройства. И также, как в «Пикнике», мы сталкиваемся здесь с проблемой нравственного выбора, только в данном случае - по принудительному осчастливливанию человека. «Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо». Можно соглашаться или не соглашаться с цитатой Стругацких, но в целом она отражает мое понимание этой позиции. Но тут возникает другой вопрос: а можно ли считать такое «навязывание счастья» подлостью или это полезный артефакт из разряда «ложь во спасение»? Вообще, новелла поднимает интересные темы для обсуждения.

По сюжету у меня остались вопросы. Например, хотелось бы знать: проблемные отношения с сыном появились уже после смерти матери или они были всегда. Потому что, на мой взгляд, это меняло бы мотивацию отца. Впрочем, произведение оцениваю высоко  - рассказ понравился.

 

 

27. Александр Болдарев.  Малышка Иви. Вот уж точно – «борьба крови и электричества». Эта новелла у меня очень тесно ассоциируется с х/ф «Искусственный разум». Вообще проблема отношения человечества с искусственным интеллектом поднималась довольно давно. Айзек Азимов своими законами робототехники сводил их, скорее, к позитивному варианту. В «Малышке Иви» нам предлагается кардинально негативная версия развития событий. ИИ здесь оправдывает только то, что люди сами (в конечном счете) оказываются виновны в подобном трагическом итоге.
«Если робот будет искренне любить человека, какую ответственность накладывает на человека эта любовь?.. Но изначально – разве Бог не создал Адама, чтобы тот любил его?»  Морально-этические вопросы отношения к искусственному разуму будут, видимо, волновать человечество еще долго. Мне же кажется, что  эти вопросы отчасти являются проекцией на наше общество, иллюстрируют остросоцильные проблемы, когда одна часть общества расчеловечивает другую и оценивает как «второй сорт», что ведет в итоге к сегрегации, расовой или национальной дискриминации и прочим «прелестям». Хочется надеяться, что человечество достаточно повзрослело, чтобы победить этот недуг.

 

28. Влад Капустин. Источник боли. 

Яркий динамичный рассказ. Сюжет облачен в космическую тематику, но фактически мы видим довольно жесткую и непростую в эмоциональном плане историю человеческих отношений. Сюжет не сказать, чтобы сложный, скорее – тяжелый. Первоначально показалось, что будет разворачиваться противостояние любви и дружбы. Но в итоге рассказ получился о вечных человеческих ценностях: самопожертвовании, преданности, силе любви и дружбы. Подкупает интерес и сочувствие автора к характерам и судьбам своих героев. В рассказе нет развилки событий, нет нравственного выбора – все просто и ясно, и как раз эта ясность дает жуткое ощущение «мурашек по коже». В конце читателю предлагается надежда на позитивный итог. Мужество обоих героев позволяет им существовать вопреки, "плыть против течения" и при этом надеяться на лучшее. И все же, рассказ почему-то оставляет чувство печальной безнадежности.
 
29. Влад Капустин. Столбик из солнца. 
Приятно, что конкурс финишировал такой позитивной работой. Герой попадает в сложную, даже критическую для жизни ситуацию из-за предательства коллег. Но благодаря своим незаурядным способностям общаться на мыслеречи, ему удается связаться со своими друзьями – инопланетниками и договорится с враждебной расой о прекращении военных действий. Мне понравилась идея симпатичной «говорящей звезды».
«Будем надеяться, что  звездам легче удастся найти взаимопонимание, чем другим разумным существам!» - вот здесь соглашаться не хочется. Будем надеяться, что люди всегда смогут найти взаимопонимание.