Рецензии

 

 

Мелихова Ольга

 

1. Морозов Денис. Rattus sapiens. 

Итак, Апокалипсис свершился и новыми хозяевами нашей планеты стали разумные крысы. А почему бы и нет? Они исключительно умны, приспособляемы, с жесткой внутренней иерархией. Ну, и со всеми вытекающими последствиями: новое общество получило свои догматы веры, а с ними и святую инквизицию, а с ней и понятие ереси, и сожжение на кострах…  Одним словом – «всё, как у людей».

Сюжет весьма увлекательный. Здесь и борьба за убеждения, и любовная линия, и даже капля авантюризма. Хотелось бы более определенного финала – история завершается с претензией на продолжение.

В целом рассказ интересный, производит достойное впечатление.

 

 

2 Кирчегин. Интерпритатор. 

Конечно, после прочтения сразу вспоминается эра киберпанка и ее яркие представители: «Джони Мнемоник», легендарная «Матрица» или более близкий нам «Лабиринт отражений» Лукьяненко. Новеллу «Интерпритатор» правильнее, наверное, отнести к посткиберпанку, так как агент Стэнфорд  действует скорее, как голливудский герой, а не просто выживает во враждебной среде, да и в целом атмосфера рассказа не особо мрачная или угнетающая. Сюжет довольно интересный. В конце ожидалось какой-то коллизии, например, федерального агента, помещенного в виртуальное пространство, использует в своих личных целях хаккер или корпорация. Благополучное окончание операции даже несколько разочаровывает – видимо, жанр оказывает свое влияние.  

 

 

3. Махавкин Анатолий. Во всем виноват Серега!  

Армейские байки всегда были неиссякаемым источником юмора, служба традиционно держит здесь пальму первенства, обгоняя рыбалку, охоту и амурные дела. С первых же минут читатель погружается в приключения двух закадычных друзей, а по совместительству – армейских раздолбаев. Надо сказать, что головокружительная смена авантюрных похождений героев вполне себе содержит свою логику и выглядит правдиво. Кроме того, чем нелепее байка, тем  охотнее в нее веришь.  Скучная армейская муштра и развлечения «на слабо» - и через тысячи лет и парсеков они, видимо, будут являться неизменными атрибутами армейской службы. При таком авантюрном заделе темп повествования с середины ожидаемо ускоряется, и к финалу события несутся буквально «в галоп». Тем эффектнее получилась кульминация в итоге  – такой себе «стоп и бум!» в лоб. Такая развязка была ожидаема, но впечатления от рассказа это не испортило.

Рассказ, на мой взгляд, наталкивает на размышления, что самые сильные и могущественные цивилизации могут иметь свои человеческие слабости, а экзотические (на первый взгляд) обычаи могут оказаться по-человечески понятны и обоснованы.

Забавный живой рассказ на космическую (или все-таки армейскую?) тематику с курьезными ситуациями; получила огромное удовольствие от прочтения.

 

 

4. Попова Татьяна. Новая версия. 

Понравилось энергичное начало – автор сразу задевает своих читателей «за живое», когда обещанная надежность техники дает сбой – кто из нас не сталкивался с подобным разочарованием? И такой же сбой дают надежные, вроде бы, отношения, что бьет по человеку куда сильнее. Увлекательный завораживающий с первых строк рассказ. На первый взгляд нет ничего мистического в зимней вьюге горного перевала, но она постепенно околдовывает, зашёптывает, обволакивает путника, ведет его к определенной цели. И не ясно сначала – «ко добру или ко злу». Как будто нет ничего сверхъестественного в случайных путниках или непогоде, но атмосфера рассказа постепенно и неумолимо наполняется своеобразной мистикой. Невольно задумываешься – а так ли случайна встреча в горах? Насколько «обычны» постояльцы в гостинице или что за странная библиотека в такой глуши? Самый сильный посыл рассказа – это Надежда с большой буквы, предчувствие, что для каждого героя «его книга» станет в итоге проводником в житейских бурях и как маяк поможет выйти в тихую заводь.      

 

5. Астанин Вадим. Не беда, а неприятность.  Новелла необычная, произвела двойственное впечатление. С одной стороны, озвучивается  множество актуальных, вполне реальных угроз для нашего общества, за что автору огромное спасибо. К этим угрозам можно отнести, например, развитие ИИ, широкое распространение функций «умного дома», подключение бытовых приборов к глобальной сети и, как следствие - потенциальная слежка или кража информации. «Мы — рабы комфорта» - еще одна озвученная современная проблема. И опасность здесь кроется не только в гиподинамии и ожирении, а медленной, но неуклонной деградации общества. «Потребительский кретинизм» - и это нам знакомо. И мы, как общество разумных индивидуумов, не только не боремся с явлением, а всячески его развиваем, даже обучаем этому свою молодежь.  Пожалуй, на таком серьезном фоне описанные автором риски физического насилия даже несколько меркнут. Временами новелла норовит прикинуться антиутопией и здесь кроется «обратная сторона медали».

 Ужасы будущего мира описаны в несколько ироничной манере, и это нивелирует их серьезность и «ужасность». Создается впечатление, что все «неприятности» на самом деле мало волнуют главного героя, не слишком ему мешают и он, в общем-то, справляется с ними. Наиболее личное переживание героя в финале, когда он бросает незнакомого парня в беде, эмоционально не трогает, потому что непонятно – что же привело его к такому решению. Мы видим только следствие, но не причину.

Новелла в целом понравилась, но для меня это пока самое противоречивое произведение, которое потребует вдумчивого решения.

 

 

6. Зеленкина Галина. Обратный отсчет. Тема временной петли – одна из популярных в фантастике. В «Обратном отсчете» есть указание, в том числе, на временной откат - «…не сможем продолжать исследования… на планете Исхор, которая ещё не будет открыта к тому времени»Несмотря на это автор описывает, скорее, «петлю возраста», так как именно возраст указывается основной проблемой заболевшего экипажа. Упор в рассказе сделан на события и действия – эмоциональная жизнь героев как бы оставлена за кадром. Что думал и чувствовал Фил, очутившись в таком возрасте, нам не показано. Также не совсем ясно, осталась ли у него полная память о предыдущей жизни. Здоровье зараженного космобиолога становится приоритетом экспедиции, корабль спешно перебрасывают на Луну и Фила спасают лучшие умы обитаемой системы. Поэтому главной темой  рассказа я вижу гуманизм и уважение личности. Когда становится понятно, что один член экипажа подвергается смертельной опасности, важная экспедиция, по сути, сворачивается и общество все свои силы бросает на его спасение. Хочется верить, что именно такую модель социума мы обретем в будущем.

 

7. Подзоров Павел. Место подвигу. Новелла получилась по-военному деловитой, прямолинейной, по общему настроение напомнила рассказы о войне, хотя события описаны вполне мирные. Тема выбрана основательная, поэтому рассказ получился серьезный.  Самопожертвование, особенно когда речь идет о человеческой жизни, а не об интересах или принципах, часто вызывает вопросы о мотивах, принципах, последствиях или обоснованности такого решения. На мой взгляд, данная новелла дает объяснения поступкам героев, по крайней мере людей.

Не могу сказать, что сюжет об аварии инопланетного корабля является оригинальным, но рассказ получился удачный, читается с интересом. К сожалению, нет никакой интриги – все события и их причины предельно ясны. С другой стороны – общий стиль и настроение этого рассказа очень лаконичные,  даже суровые, любой намек на развлечение или легкомыслие, видимо, неуместен.

Если коротко – я прочитала рассказ не столько фантастический, сколько патетический - о настоящих воинах, храбрости, верности долгу и жертвенности в самом высоком смысле.

 

10. Иванов Дмитрий. Куда уходят клоуны. Очень интересный и необычный рассказ со всех точек зрения. Красивый язык, странные до гротеска герои, какая-то болезненная смесь мистицизма с нигилизмом. Описание действующих героев и обстановки в целом  предельно ироничное, иногда «на грани» - «престарелый бонвиван», «бывший сердцеед и жуир», «румяный и лысый, напоминающий колёром и статью перезревший редис», «старорежимный диван» и так далее. Изображение смерти героев не несет никакого драматизма – наоборот, выдержано в черном юморе. Если обратится к конструкции рассказа, то нельзя не заметить несколько отдельных отрывков, следующих за основным действием, которые полностью связаны и подчинены друг другу. Таким образом, можно с полным правом отнести рассказ к постмодерну, так как все важные составляющие на лицо: фрагментарность конструкции, цинизм черного юмора, ироничность и даже язвительность в образах и речи. Это же подтверждает и сюжет - если посмотреть на идейную составляющую, можно подумать, что рассказ имеет философскую направленность о смысле бытия. Но фактически мы имеем всего лишь тонкую пародию на поиск этого смысла.

Автору удалось совместить простое и сложное в «одном флаконе». Думаю, этот рассказ вызовет противоречивые суждения и впечатления. Мое мнение – рассказ очень сильный на предельно высокую оценку.