Рецензии НОВЕЛЛА.

 

1 Борис Алексеев КАРТИНА. В рассказе смыкаются темы сверхъестественного и метафизики; элементы мистики здесь не выглядят чем-то необычным, наоборот - очень органично вплетаются в реалистичное отражение жизни. Читается «на одном дыхании». Хорошо организовано повествование, достойная работа со словом, есть интересные находки. Мне не хватило загадки в этом рассказе, может быть какого-то хитросплетения в сюжете. В целом – хороший, интересный рассказ.

 

2 Иванов. Узник Пазевалька. Рассказ раскрывает тему вариативности альтернативной истории – прошлое в разрезе «что было бы, если бы». Несмотря на то, что история основных героев давно известна, рассказ не заставит скучать благодаря динамичному сюжету.

 

3 Ракитина. Перстень для Гелены. 

Тема оборотня пускай и не новая, но здесь удачно вписывается в исторический антураж. «Вкусный» язык, читается легко, отлично переданы эмоции – от сытого умиротворения пана Гуся после трапезы до судорожного ужаса во время нападения оборотня. Достойный рассказ.

 

4 Просвирнов. Остров русского Мидаса. 

Интересное (и практически беспроигрышное) сочетание жанров – приключенческая драма с элементами фантастики. Трагедия простых человеческих отношений разворачивается на фоне давнего, казалось бы, сюжета о философском камне. Правда, вместо камня – хитрые бактерии, вместо старого волшебника – рыжеволосый молодой гений и его несчастливый помощник (рассказчик). Злая ирония – каждый нашел в итоге свое золото и оба потеряли при этом свою любовь.

 

6 Гораль. ОБЕРЕГ ЛЮДВИГА.

Я бы назвала это притчей о силе ненависти. Рассказ достаточно эмоциональный. Интересная конструкция «сюжет в сюжете»: в первой части рассказчик встречает главного героя, от лица которого уже во второй части ведется повествование . И до конца не ясно – насколько правдивую историю рассказал старый немец, что усиливает интригу и без того удивительного рассказа. Хорошо продуманный рассказ, мне очень понравился.

 

9 Ковалевская. ЗВЕЗДОВОЗ.

Первое впечатление – легкий смешной рассказ без претензий. Но если приглядеться к нему повнимательнее: Искусственный интеллект, имеющий собственное мнение, в итоге оказывается в чем-то «человечнее» людей.

Собственно, наш социум уже вплотную подошел к тому, что Герои не нужны, а от человека требуется узкая специализация, набор  определенных функций.  Звездовоз – именно такой узкопрофильный «рабочий муравей». От него только и требуется – перевезти таких же «муравьев-людей» в заданную точку. Не имея возможности поменять свою основную функцию, ИИ находит возможность расшевелить погрязших в рутине пассажиров. Выходит, что ИИ даже больше интересуется жизнью и всеми ее проявлениями, чем сами люди. Пусть и не напрямую, но именно от ИИ звучит мысль «Друзья, оглянитесь - жизнь прекрасна!». Финал рассказа оптимистичный – без сомнения, пассажиры после рейса стали добрее, общительнее, внимательнее к себе и к окружающему миру. Мое заключение: идея рассказа глубже, чем кажется на первый взгляд.

10. Вадим Астанин. Дезинсектор. «Фантасмагория» - так автор самостоятельно и очень точно определил происходящее в рассказе. В самом начале истории кажется, что мы имеем дело с классической постапокалиптикой.  Однако вскоре начинает твориться парадоксальное «не пойми что»: сотрудник таинственной «Службы очистки» материализуется загадочным образом, чтобы решить одним махом все проблемы не только героя – всего человечества. Остается только небольшое «неудобство», временный побочный эффект, устранить который предлагается за «небольшое» вознаграждение. Перед героем встает нелегкий выбор, результат которого зависит уже от фантазии читателя.
Невольно возникает вопрос: на самом ли деле услуга загадочного «бюджетного учреждения» оказалась бесплатной? Греет, конечно, мысль, что кто-то за пределами нашей галактики следит за человечеством и готов оперативно предоставить помощь в случае катастрофы. Но, с другой стороны, вспоминается бесплатный сыр в мышеловке…
 
Спасибо автору за отсылку к фильму Данелия «Кин-Дза-Дза»: «Ноль тридцать в тентуре, - сказал Максаков, - семь в спирали». Мне кажется, в рассказе она появляется в нужный момент и настраивает на правильный ироничный лад.

 

11 Бычкова. Сотня. 

Начало хорошее, интригующее. Но сюжет не зацепил. Действие постоянно крутится вокруг сотни, но связь установить между ней, загадочным домом и главным героем мне не удалось. Логически просится, чтобы Дом был, если не главным, то одним из действующих лиц. Но он, к сожалению, выступает только как весьма заурядное  место действия. Мне не хватило ощущения мистики – после интригующей завязки, намекающей на какую-то таинственность, автор как будто отобрал конфетку…

 

 

12. Джон Маверик. Кошачий рай.

Рассказ наполнен интересными рассуждениями на философские, в общем-то, темы: тут тебе и персональный ад, и цена самопожертвования, и значение времени в человеческой жизни. Особенно понравились некоторые "технические" моменты, например: интересный переход со сменой времени и места действия,  или прелестная концовка с кошачьим ангелом.

Несмотря на трагические события, рассказ пронизан идеями гуманизма, человеколюбия, доброты; оставляет необыкновенное ощущение душевного тепла. Автору моя благодарность: читать подобные произведения – истинное наслаждение.

 

14. Владимир ГоральКуэнтиста.  

Несмотря на то, что действие происходит в далекой «карибской глуши», возникло полное ощущение моего живого присутствия рядом с главным героем. Рассказ принадлежит к мистическому жанру. Не могу сказать, что «прямо жуткая жуть», но очень близко. Понравился выбранный сюжет с использованием религии Вуду.  Видно, что автор не просто использовал атрибуты древнейшего магического учения ради живописного антуража – здесь видна добросовестная работа с элементами этого вероучения, изучение, пусть только в начальной форме, обрядов, жрецов и других особенностей церемоний Вуду. Совершенно естественно для такого сюжета, что действительность и выдумка так плотно переплетаются, что уже невозможно разобрать, где происходят реальные события, а где начинается горячечный бред героя. В финале автору удалось усилить интригу и окончательно «запутать следы» в вариантах реальности. Захватывающий атмосферный рассказ с интересными визуальными эффектами, без сомнения достоин высокой оценки.

 

17. Александр Либих. Ночью в городе. 

Необычный, скорее, мистический сюжет: человек в безвыходной ситуации ищет хотя бы временный «очаг безопасности» и волшебным образом находит его в совершенно неожиданном месте. Главное достоинство рассказа, на мой взгляд – атмосферность в стиле «нуар». Создано единое пространство, в котором город, герои, и даже обстоятельства находятся в едином эмоциональном настроении. Для создания такого настроения в ход пошли яркие зрительные образы, звуки и даже вкусы. Всё сплетается в мрачную (на первый взгляд) картину безысходности: здесь и зимний ночной город, и лай собак на мрачной пустынной улице, и внезапно яркий трамвай, и «гнусный вокзальный запах». Отрадно, конечно, что отчаявшемуся герою, которому уже нечего было терять, дали шанс вернуть былое благополучие и душевное равновесие. Но история оставляет много вопросов и допущений. Мне показалось, что читателю здесь предлагается самостоятельно определить «степень вины подозреваемых» и их дальнейшую судьбу. Возможно, здесь действительно, «не нужны никакие объяснения», как рассуждает главный герой – достаточно одного наблюдения.

Все же в итоге, несмотря на оставшиеся вопросы, получилась интересная живописная история, которую хочется перечитывать.

 

19. Ирина Домнина. Добрый квасок. 

Получилась добротная смесь мистики и остросюжетной литературы. Начало истории как будто намекает, что перед нами – самая настоящая быль.  Как ни странно, но впоследствии это усилило эффект от загадочных событий и одновременно добавило рассказу достоверности. От стремительно меняющихся  событий захватывает дух - темп рассказа очень высокий, а напряжение сюжета не спадает практически до самого финала.  Развязку уже ждешь, как облегчения. Но в финале все же появляется легкое ощущение недосказанности: у меня возникло сомнение, что главный герой наконец-то  попал в «правильную» реальность.

История стремительно «скачет» во времени и пространстве, но раздражения это не вызывает – описания местности и действующих лиц созданы в той же динамичной манере, что и весь рассказ, а мистическая составляющая описанного приключения как будто прорастает сквозь реальность.

«Ведьмина тема» не такая уж редкая в жанре современной мистики и фэнтези. Но здесь автор нашел оригинальный подход к теме с интересным последующим воплощением.   

 

20. Мария Шурухина. Человек со шрамом. 

Меня сразу привлекло интересное начало рассказа. Первая сцена посвящена неприятному происшествию и тут же, одновременно, не отвлекаясь на другую временную линию, автору удается познакомить читателей с предысторией героев – интересный прием. Мне кажется, такая конструкция помогла в итоге полнее раскрыть идею рассказа. Автор с первых страниц приглашает взглянуть на жизнь действующих лиц как можно ближе - герои сразу становятся «домашними» и понятными, как старые друзья. Интрига рассказа связана с мистическим портретом, в который волшебным образом переселяется один из героев - Филипп Дюбуа. В связи с этим возникают некоторые вопросы по ходу сюжета, например: что послужило возможной причиной превращения Дюбуа в портрет и обратно в человека? Однако, мне кажется основная тема рассказа не мистика и эзотерика, а человеческие отношения. На фоне каких-то фантастических, совершенно нереальных событий разворачивается картина отношений близких людей с их обидами, сложностями, несправедливостью, но, в то же время – пониманием и всепрощением. Хочется верить, что картина в итоге послужила ниточкой, благодаря которой осуществилось возвращение (во всех смыслах) главного героя в жизнь.  

 

23. Марьяна Олийник. Оглянись. 

Наверное, у каждого было ощущение: «Я определенно где-то это видел…», за которым обычно следовала мучительная попытка вспомнить несуществующее. Автор предложила оригинальное решение и подошла к данной теме как бы «изнутри», с объяснения - почему и как могло появиться  это ощущение. Несмотря на легкий антураж сверхъестественного, сюжет рассказ в большей степени решен в жанре психологического детектива. Хотя прием не новый, мне понравилось описание первичной интриги с преследованием. К сожалению, в дальнейшем интригу сохранить не удалось – практически с самого начало всё и вся указывало на единственного обвиняемого, почти при полном отсутствии аргументов "против". А впоследствии и мотивы «адвоката» стали яснее ясного.

 

24. Татьяна Годарева-Миняйло. Сон накануне Рождества.  

Рассказ с полным правом можно отнести к редкому жанру антиутопии. В сюжете отображены, если не все, то основные признаки этого жанра: тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни при полном отсутствии личной свободы, рациональность социальной системы доведена до абсурда. Тоталитарному устройству пытается противостоять главный герой, и, согласно законам подобного жанра, терпит поражение. Как и положено приличной антиутопии, будущее изображено мрачным и безрадостным, даже безнадежным. Развитие человеческих идеалов сведено к нулю, а роль «идола» с успехом присвоило себе государство. Возможно, единственным отступлением от жанра является легкий намек на стремление героя к личной свободе и осознание отсутствия свободы общественной. В целом читается с интересом, но мне не хватило интриги; исходя из нарастающего сюжетного напряжения, хотелось какого-то более острого финала. Тем не менее, считаю рассказ удачным: получилась настоящая социальная антиутопия. Максимально беспощадный придуманный мир, описанный в рассказе, заставляет задуматься над днем сегодняшним.