Нежность

 

Капитан Стойка проработал в море двадцать пять лет. Денег за эти годы капитан скопил прилично, особенно в девяностые, когда специалисты из Восточной Европы ценились, и зарплаты были высокими. Поэтому в 2000 году капитан Стойка закончил карьеру моряка и поселился в небольшом городке в ста километрах от Бухареста.

Он думал, что с морем покончено навсегда, но в 2012 году сильно заболела жена. Операция стоила пятьдесят тысяч, не считая прочих расходов. Когда женщину выписали из больницы, Стойка сказал, что их счет в банке значительно уменьшился, теперь ему придется сделать еще несколько контрактов.

– А тебя возьмут? – с беспокойством спросила жена. – Такой долгий перерыв.

– Куда они денутся, – самоуверенно ответил муж. – Да не такой уж я и старый – пятьдесят семь лет.

Крюинговые компании не выражали восторга, когда он приносил свою анкету. Долгий перерыв, возраст, разводили они руками. Но в то же время никто не говорил твердо: нет. Посмотрим, попробуем, кто знает… Через месяц мытарств наконец-то раздался долгожданный звонок.

– Митика? Это Буздуга, агентство Игл. Приезжайте, нам срочно нужен капитан, – сказал суперинтендант и кратко перечислил условия: судно, зарплата, экипаж, длительность контракта. – Подходит?

– Вполне.

– Сегодня приехать сможете?

– Смогу.

– Ждем.

Дорогой Стойка вспоминал все, что знал об Игл. Немецкая компания, не просто занимается крюингом, у них свои суда. Центральный офис в Гамбурге, а здесь у них представительство…

Высокий, тощий словно жердь, Буздуга встретил его улыбкой.

– Садитесь. Капитан одного из наших судов должен срочно уехать домой. Вылет через два дня в Бразилию, времени у нас в обрез.

– На сборы мне хватит и трех часов, – широко улыбнулся Стойка.

Глаза суперинтенданта стали холодными.

– Вы же еще должны изучить руководства компании, – строго сказал он и, наклонившись, достал откуда-то снизу и положил на стол одну за другой пять толстых папок, страниц по триста каждая. – До завтра нужно изучить.

– Здесь в коридоре? – пошутил капитан.

– Вы поедете в гостиницу, там заночуете, а завтра в десять придете ко мне, побеседуем.

– Ладно, – вздохнул Стойка, решив не спорить.

Выйдя из кабинета, он гадал, зачем ему эти руководства, что еще немцы выдумывают. Судно осталось судном, море – морем, шторм – штормом, и капитан, имеющий более чем десятилетний опыт, наверное, сможет выполнять свою работу, даже после перерыва. Но раз они так хотят, придется подчиниться, решил Стойка. Почитаю талмуды часок перед сном для порядка, и переложил тяжелый портфель в другую руку.

Гостиница окончательно примирила его с вынужденной учебой. Номер оказался довольно просторным и уютным, в современном стиле. Капитан принял душ, плотно поужинал в ресторане, выпил пару бутылок пива в баре и вернулся в номер. Там он лег на кровать, открыл одну из папок. Организация вахты… рабочие часы… А что в этой? Программа по уходу за судном… Глаза после плотной еды и пива слипались. Какая чушь, надо спать, и Стойка погасил свет.

На следующий день они с Буздугой встретились уже как старые знакомые.

– Вам понравилась гостиница?

– Спасибо, все прекрасно.

– Руководства читали?

– До полуночи, и еще утром, – соврал Стойка.

– Ну и прекрасно. Я не стану сильно вас спрашивать, времени мало. Мы просто заострим внимание на некоторых моментах.

Отлично, подумал Стойка.

– Капитан, вы помните, что такое стоп-карты?

– Стоп-карты… эээ… – Стойка сделал задумчивую мину.

Суперинтендант пришел ему на помощь.

– Каждый месяц члены экипажа должны рапортовать в компанию о недостатках на борту. Одно замечание на палубе, одно в машине, минимум. Скажем, не убрали ветошь, кто-то ходил по палубе без каски…

– Зачем? – опешил Стойка. – Зачем мы должны жаловаться сами на себя?

Буздуга развел руками.

– Такая система. Пойдем дальше. Что вы думаете по поводу открытой системы жалоб на борту судна?

Капитан Стойка недоверчиво улыбнулся:

– Жалоб?

– Ну да, рядовые члены экипажа сообщают в компанию о недостатках. Например, моторист жалуется на неправильную работу капитана или старшего механика.

Стойка засмеялся:

– Если матрос будет на меня жаловаться в компанию, он поедет домой.

Буздуга покачал головой.

– Нет, капитан. Поймите, это специальная система, разработанная для эффективной работы в целом и для того, чтобы не обижали рядовых моряков. Вот если к вам придет матрос и скажет: капитан, у меня каюта всего десять квадратных метров, а по MLC[1] должно быть тринадцать?

– Он поедет домой.

– Нет, нет, капитан, вы плохо читали руководства. Вы должны предоставить ему каюту в тринадцать квадратных метров.

– Я не строил судно, – нахмурился Стойка.

– Разумеется, разумеется, это невероятная ситуация – все наши суда соответствуют конвенции. Я просто моделирую ситуацию, и как вы должны действовать. Понятно?

– Да.

– А вот такой случай. К вам приходит матрос и говорит: я сегодня отработал уже тринадцать часов и вчера двенадцать, а старпом говорит, чтобы я еще работал, потому что мы срочно моем трюма. Что вы ответите?

– Иди работай!

– Да нет же, капитан, – Буздуга сморщился, как от зубной боли, – вы должны дать ему отдых.

Стойка изумленно посмотрел на суперинтенданта.

– А когда же замывать трюма?

– Когда матрос отдохнет.

– А если нужно сдать трюма через несколько часов?

– Сдадите позже. Матрос должен отдохнуть.

Стойка ничего не ответил, лишь возмущенно покачал головой. Он не мог избавиться от впечатления, что его разыгрывают.

– Как вы думаете организовать вахту на мостике, капитан? Как будут стоять матросы?

– Если мы не вблизи берега, а в открытом море, то вахта будет только у второго помощника с нуля до четырех.

– А вахта старпома?

– Старпом опытный штурман, зачем ему матрос.

– А у третьего помощника с двадцати часов?

– Если у третьего помощника трудности, я могу подойти к нему в любое время. До нуля я не сплю.

– Капитан, вы совсем не читали руководства! – возмутился суперинтендант. – Вахта должна быть всегда в темное время суток. И с двадцати, и с четырех утра.

– Да что это за порядки! – взорвался Стойка. – А когда же работать на палубе?! Вы так совсем рядовых распустите! Главное – это работа! Если нужно, по восемнадцать часов работать будут!

– Поймите политику нашей компании, – терпеливо объяснял суперинтендант. – Вы должны относиться к матросам с нежностью.

– С нежностью я отношусь к женщинам и детям! Если к рядовым относиться с нежностью, они перестанут работать! Все для рядовых – вот как называется ваша система!

Буздуга вздохнул и долго молчал.

– Капитан, давайте успокоимся. Вы долго не плавали, и за время, что вы были на берегу, кое-что изменилось. Сейчас главное не отбивать палубу, а соблюдать все конвенции и права моряков. Для этого компания разработала руководства.

– Для чего нужны такие руководства, если они идут во вред себе!

Буздуга страдальчески потер лоб.

– Капитан, чтобы вы понимали ситуацию, я расскажу вам, почему срочно списывается ваш коллега. Он как раз хотел выполнить больше работы на палубе и снял матроса с вахты. Знаете, что в ответ сделали филиппинцы? Они выбросили за борт несколько мешков с пластиком и сняли это фотоаппаратом. А потом отправили фото в компанию и сказали, что это капитан велел им выбросить мусор.

– А он не приказывал, вы это точно знаете?

– Он же не сумасшедший, мы давно его знаем.

– И вы капитана списываете, не матросов?

– Это в его же интересах. Пока дело не вышло за пределы компании, мы его тихо спишем и отправим на другое судно. А если эти снимки предъявят властям в каком-то порту… Вы не представляете себе, какие у него будут неприятности и какой штраф заплатит компания.

– А матросы будут нести ответственность за свой спектакль?

– Им напишут не очень хорошие характеристики.

– Не очень хорошие?! А почему не плохие?

– Капитан, по правилам компании, характеристику должен подписать член экипажа, на которого она написана. Если он не согласен и не подписывает, она недействительна.

Стойка прищурился и наклонился ближе.

– Послушайте, Буздуга, а кто придумал такую идиотскую систему? Она же мешает нормально работать! Если с матроса не требовать, он разленится и перестанет трудиться.

Суперинтендант строго посмотрел на собеседника.

– У нас одна из лучших систем безопасности в мире, капитан. Компания заплатила очень большие деньги, чтобы создать ее.

– Лучше бы она заплатила в два раза больше, только бы не иметь ее!..

Стойка ушел, а Буздуга позвал инспектора, который готовил документы капитана.

– Стойка не полетит, ищите другого.

– Времени нет, – возмущенно покачал головой инспектор, – у меня в запасе меньше суток.

– Найдите кого угодно! – взорвался Буздуга. – Пьяницу, капитана без опыта, залетевшего! Но Стойку посылать нельзя, он там и месяца не продержится!

 

 

05.11.2015

 

 

[1]MLC – Maritime labour convention – Морская конвенция по труду